6 июля 2021
Если бы много лет назад мне сказали, что с Владимиром Меньшовым я буду сидеть за одним столом...
...разговаривать с ним о каких-то простых и повседневных вещах, быть вместе с ним в жюри разных фестивалей, я бы сказал: не может быть… Потом, когда это стало происходить, я все равно верил в происходящее с трудом, поэтому время от времени мне хотелось себя ущипнуть…
Почему по отношению к Владимиру Меньшову я всегда был на таком «пиетете»? Потому, что в моей личной классификации Владимир Меньшов – великий режиссер… Может быть, даже великий режиссер номер один!
Принято считать, что «великий режиссер» – это когда мировая пресса… Призы… Кинофестивали. А еще - наличие тех самых «стигматов» гениальности, эпатажных и шокирующих, которые навсегда превращаются в изюминку стиля «мастера»…
И правда, с завязанными глазами можно определить, кому из «мастеров» в качестве такой «изюминки» особенно удается секс, а кому – насилие… Кто филигранно использует тему наркотиков, а кто - гомосексуальные мотивы… И все это, конечно, под видом сложных морально-этических исканий…
Мой любимый Тарантино… Только он, настолько талантливо мог вылить на зрителя море кровищи… да так, что от этого на душе было не страшно, а весело… Вопросов нет, Тарантино «велик» и кроме моря кровищи в его фильмах есть еще и море самоиронии, психологической глубины, режиссерского таланта. Но все равно, Тарантино без кровищи – не Тарантино… Правда ведь?
О великих режиссерах советского прошлого – не сейчас. А вот, о «великих» современной России, пожалуй, в самый раз… У наших, как и у западных коллег, такие «стигматы» величия, конечно, тоже присутствуют…
Нет! Никакой кровищи, секса, насилия, наркотиков или инцеста… В смысле, это у наших тоже есть, но чтобы быть в конкурсе Канн, Венеции, Берлина или Оскара, нашим нужно еще кое-что. Что?...
Как минимум - «советское прошлое». Да не простое, а особенное, с тошнотворным душком припущенной исландской сельди… Именно поэтому самый короткий путь в «конкурс» Берлина или Венеции – это выкопать труп СССР и сделать вид, что он все еще, жив и страшен…. Конечно, с каждым годом, делать это тем, кто стремится в «великие», все сложнее… СССР давно мертв, и зритель это понимает.. И роль актуального злодея эпохи вай-фая, он не может играть, по объективным причинам… Советский Союз умер… Но, как говорится, Венеция стоит мессы…
Сколько раз мы были свидетелями того, как на наших глазах труп СССР начинали выкапывать и, не жалея государственных средств, оживлять… Машут «господа-оформители» костями мертвых рук… изображая жизнь, заставляют безжизненный череп улыбаться зловещей улыбкой тоталитарного прошлго… Конечно, наш зритель понимает, что вся эта игра в страшилки эпохи позднего Брежнева - туфта из 90-х… Да что толку. Мнение нашего зрителя «создателей» не волнует, поскольку, «кино» это – не для него делается, а на экспорт….
За такое кино призов «там», правда, давно уже не дают, но место в конкурсной программе получить можно… а для канонизации «величия» достаточно и этого… Ах ты, мать моя-женщина… Он же был в конкурсе Венеции…
О каких это я фильмах? Да хотя бы, о «Довлатове»… «Великое кино». Если вы помните, с такими словами напутствия провожала его «актуальная» пресса в Берлин... Там отметили хорошую работу костюмеров… К пуговицам претензий нет… Для кого создавалось это «великое» кино? – До сих пор загадка…
Однако если мы думаем, что «секрет успеха» только в выкапывании трупа советского прошлого, то мы ошибаемся. Есть еще один радикальный способ – это показ «подлинной» России без прикрас... Ну там, водка… Обшарпанные хрущевки, матерщина и безысходная тоска по миру, который есть, но не для нас…
Может, вы не обращали внимание на эту закономерность, но авторы именно таких фильмов почему-то считаются «мастерами», а по прошествии времени и вообще «великими»… Вы ведь знаете о каких «мастерах» я… И о каких фильмах…
Владимир Меньшов... Я слышал разные отзывы о его творчестве… И ни разу его никто не называл великим мастером. А знаете почему? Потому что он никогда не паразитировал на «проклятом прошлом» страны и Родину свою не рассматривал в лупу, как разрезанную лягушку… Хотя в его фильмах есть и хрущевки, и водочка… и жизнь наша неустроенная, и покосившиеся избы…
Чтобы моя мысль была понятнее, сравним, например, деревню из его знаменитого фильма «Любовь и голуби» и другую деревню из «Почтальона Тряпицина»… Этот «Тряпицин», как известно, своего добился… Он получил в Венеции «Льва». Вот только, кто помнит сегодня этого Тряпицина?... И кто смотрит?...
… А Меньшов, как известно, свой Оскар - получил. За великое, доброе и по-человечески теплое кино, которое вошло в бессмертие... Конечно, этот Оскар, с точки зрения киноакадемиков, был недоразумением… Ошибкой, которую Оскар, наверное, больше никогда не повторит… Да и не нужно…
⠀
Для великого кино есть номинация поважнее Оскара! Бессмертие…. Владимир Меньшов – великий режиссер и хороший человек. Он навсегда останется с нами
Почему по отношению к Владимиру Меньшову я всегда был на таком «пиетете»? Потому, что в моей личной классификации Владимир Меньшов – великий режиссер… Может быть, даже великий режиссер номер один!
Принято считать, что «великий режиссер» – это когда мировая пресса… Призы… Кинофестивали. А еще - наличие тех самых «стигматов» гениальности, эпатажных и шокирующих, которые навсегда превращаются в изюминку стиля «мастера»…
И правда, с завязанными глазами можно определить, кому из «мастеров» в качестве такой «изюминки» особенно удается секс, а кому – насилие… Кто филигранно использует тему наркотиков, а кто - гомосексуальные мотивы… И все это, конечно, под видом сложных морально-этических исканий…
Мой любимый Тарантино… Только он, настолько талантливо мог вылить на зрителя море кровищи… да так, что от этого на душе было не страшно, а весело… Вопросов нет, Тарантино «велик» и кроме моря кровищи в его фильмах есть еще и море самоиронии, психологической глубины, режиссерского таланта. Но все равно, Тарантино без кровищи – не Тарантино… Правда ведь?
О великих режиссерах советского прошлого – не сейчас. А вот, о «великих» современной России, пожалуй, в самый раз… У наших, как и у западных коллег, такие «стигматы» величия, конечно, тоже присутствуют…
Нет! Никакой кровищи, секса, насилия, наркотиков или инцеста… В смысле, это у наших тоже есть, но чтобы быть в конкурсе Канн, Венеции, Берлина или Оскара, нашим нужно еще кое-что. Что?...
Как минимум - «советское прошлое». Да не простое, а особенное, с тошнотворным душком припущенной исландской сельди… Именно поэтому самый короткий путь в «конкурс» Берлина или Венеции – это выкопать труп СССР и сделать вид, что он все еще, жив и страшен…. Конечно, с каждым годом, делать это тем, кто стремится в «великие», все сложнее… СССР давно мертв, и зритель это понимает.. И роль актуального злодея эпохи вай-фая, он не может играть, по объективным причинам… Советский Союз умер… Но, как говорится, Венеция стоит мессы…
Сколько раз мы были свидетелями того, как на наших глазах труп СССР начинали выкапывать и, не жалея государственных средств, оживлять… Машут «господа-оформители» костями мертвых рук… изображая жизнь, заставляют безжизненный череп улыбаться зловещей улыбкой тоталитарного прошлго… Конечно, наш зритель понимает, что вся эта игра в страшилки эпохи позднего Брежнева - туфта из 90-х… Да что толку. Мнение нашего зрителя «создателей» не волнует, поскольку, «кино» это – не для него делается, а на экспорт….
За такое кино призов «там», правда, давно уже не дают, но место в конкурсной программе получить можно… а для канонизации «величия» достаточно и этого… Ах ты, мать моя-женщина… Он же был в конкурсе Венеции…
О каких это я фильмах? Да хотя бы, о «Довлатове»… «Великое кино». Если вы помните, с такими словами напутствия провожала его «актуальная» пресса в Берлин... Там отметили хорошую работу костюмеров… К пуговицам претензий нет… Для кого создавалось это «великое» кино? – До сих пор загадка…
Однако если мы думаем, что «секрет успеха» только в выкапывании трупа советского прошлого, то мы ошибаемся. Есть еще один радикальный способ – это показ «подлинной» России без прикрас... Ну там, водка… Обшарпанные хрущевки, матерщина и безысходная тоска по миру, который есть, но не для нас…
Может, вы не обращали внимание на эту закономерность, но авторы именно таких фильмов почему-то считаются «мастерами», а по прошествии времени и вообще «великими»… Вы ведь знаете о каких «мастерах» я… И о каких фильмах…
Владимир Меньшов... Я слышал разные отзывы о его творчестве… И ни разу его никто не называл великим мастером. А знаете почему? Потому что он никогда не паразитировал на «проклятом прошлом» страны и Родину свою не рассматривал в лупу, как разрезанную лягушку… Хотя в его фильмах есть и хрущевки, и водочка… и жизнь наша неустроенная, и покосившиеся избы…
Чтобы моя мысль была понятнее, сравним, например, деревню из его знаменитого фильма «Любовь и голуби» и другую деревню из «Почтальона Тряпицина»… Этот «Тряпицин», как известно, своего добился… Он получил в Венеции «Льва». Вот только, кто помнит сегодня этого Тряпицина?... И кто смотрит?...
… А Меньшов, как известно, свой Оскар - получил. За великое, доброе и по-человечески теплое кино, которое вошло в бессмертие... Конечно, этот Оскар, с точки зрения киноакадемиков, был недоразумением… Ошибкой, которую Оскар, наверное, больше никогда не повторит… Да и не нужно…
⠀
Для великого кино есть номинация поважнее Оскара! Бессмертие…. Владимир Меньшов – великий режиссер и хороший человек. Он навсегда останется с нами