Игорь Прокопенко, безусловно, интересен. Сочетанием джентельменской внешности и брутальной самоуверенности. Игрой слов. Ощущением того, что у этого человека твердая почва под ногами и бесконечная Вселенная над головой. Цитатами, которые он соотносит с собой, например: «Тому не надо искать черта, у кого черт за плечами». Рассуждениями о геополитике и, безусловно, умением принимать неординарные маркетинговые, продюсерские решения, которые неизменно, из года в год приносят успех его проектам.
Публикация интервью в журнале «Chief Time» за ноябрь 2011:
Игорь Прокопенко, безусловно, известен. Как телеведущий, автор проекта «Военная тайна». Как шестикратный лауреат национальной телевизионной премии ТЭФИ. Как дважды лауреат премии неигрового кино России «Лавр» И почти совсем неизвестен как Академик Академии Российского телевидения, член Национальной Ассоциации Телерадиовещателей России, Заместитель Генерального директора Телеканала РЕН ТВ по документальному вещанию. Сегодня мы говорим с ним, не как с успешным журналистом, а как с дальновидным продюсером
Игорь, в августе 1998 года в стране произошел так называемый дефолт. В этот же день на РенТВ впервые вышла в эфир программа «Военная тайна». Скоро ей исполняется 15 лет. Проект родился и выжил в то время, когда многие инициативы тихо умирали. Как вы его выпестовали?
Понянчиться пришлось. Но если коротко, то так: родился востребованный продукт. Продукт привел аудиторию. Аудитория вывела в прайм тайм. Праймтайм принес прибыль. Прибыль – финансирование следующих серий проекта.
Найти востребованный продукт в наше время не так просто. Секрет попадания в яблочко это военная тайна?
В моем случае – интуиция.
Только ли? Разве дело не в анализе запросов аудитории? Не в поисках ее слабостей?
Нет. Иногда мне кажется, что у любого талантливого менеджера, продюсера есть некая связь с космосом.
А как же рейтинги? Вы не используете их в своих прогнозах?
Рейтинги – это скорее итог. Результат работы.
И все-таки вы им доверяете?
А почему нет? Все медиа и в России и за рубежом пользуются единой системой подсчета в рейтингах, все профессионалы ориентируются на эти цифры, и принято считать, что именно эти цифры реальны. Рейтинги это своеобразные масштабные маркетинговые исследования. И, как уважающий себя бизнесмен, я не вижу смысла пренебрегать ими.
Если вы говорите, как бизнесмен, скажите, какую же прибыль может принести документальное кино? Оно не «прокатное», оно не коммерческое.
Вот здесь вы ошибаетесь. На сегодняшний день документальное кино является, пожалуй, самым прибыльным телевизионным продуктом. Поскольку при относительно небольших затратах (в сравнении с дорогими шоу или художественными проектами) оно дает достаточно большой прирост аудитории. Что такое документальное кино? Прежде всего, человек, его духовный мир. Документальное кино можно снять на домашнюю камеру, и это будет кино, которое заткнет за пояс все эти компьютерные штучки и реконструкции.
То есть вы играете на струнах…
Человеческих душ? Вы мне польстили. На самом деле я просто помогаю людям познать мир. Познать себя. На самых разных уровнях. Я не считаю гениальным продукт, который доступен лишь узкому кругу избранных. Я уверен, что любой субъект творчества будь то документальное кино, художественный фильм или передача просто не имеет права появляться на экране, если он не интересен широкому кругу зрителей.
А как же интеллектуальное кино?
Когда говорят об арт хаусе, или продукте не для всех, я всегда думаю о том, что по настоящему качественный продукт интересен всем. Проект, если он хорошо сделан, одинаково востребован и зрителем и рекламодателем.
Тем не менее, многие считают, что у документального кино РЕН ТВ нет «своего» лица.
Скорее нет тенденциозности. И это наша заслуга. Как канала. Мы формируем программную сетку таким образом, что бы каждый человек найти «свое кино». Передачи, которые у нас идут в два часа дня, кажутся глуповатыми для тех, кто включает телевизор в праймтайм. Но они собирают свою аудиторию. Да, мы многолики. Но каждое наше лицо обращено к тому, кому оно симпатично. Такой подход.
Вы считаете, что массовость продукта залог успеха?
Соотносительно к бизнесу, я считаю, что творческий , неравнодушный и неординарный подход к самому массовому продукту если не гарантирует, то значительно приближает успех.
А что еще должно прилагаться к массовому продукту?
Умение расставаться с созданным. Любая, самая красивая идея не живет долго. Она либо изживает себя сама или же надоедает, приедается людям. В любом случае ее начинают повторять, клонировать, и эксклюзивность растворяется в массах. И вот тогда нужно находить в себе смелость не держаться за прошлое, а искать будущее. Более того, начинать искать будущее нужно тогда, когда тема на пике популярности. Нужно не бояться признаваться самому себе, что после взлета следует приземление. И идти вперед. Экспериментировать.
Для экспериментов нужна база. Какая? Деньги?
Это люди и идеи, но главное – люди, умеющие «дорабатывать» идеи. Идея, самая блестящая, ничто без своего воплощения. Но почемуто люди, которые способны подхватить вашу мысль, а потом скрупулезно, качественно и тщательно ее разложить по полочкам и счетам, мало ценятся в компаниях. Многим кажется, что их очень просто заменить. Нет. Непросто. В команде обязательно должен быть человек, который выдаст идею. Но обязательно должны быть люди, которые не просто будут обсуждать ее в курилке, а самоотверженно, не побоюсь этого слова, будут над ней работать, которые ее поддержат, просчитают, оживят. Вот с такой командой можно идти на эксперименты.
Ваш совместный с Китаем проект был именно таким экспериментом? Я имею виду 24 серийный фильм «Последний секрет мастера»?
В какой-то степени да. Когда я решил заняться кино, я подумал, что нет никакого героизма в том, чтобы сделать, допустим, российскофранцузский проект или российсконемецкий, их много и я не буду не первым. Совместных российскокитайских киноисторий (совместное финансирование, совместное производство и продукт на выходе неадаптированный) на тот момент просто не было. Я знал, что будет трудно. Оказалось невероятно трудно. Разные страны, у нас разный менталитет. Вы не поверите, только проект договора о сотрудничестве мы писали 9 месяцев. И все равно, как потом выяснилось, этот договор надо было выкинуть в корзину, настолько разная у нас организация бизнеса. Когда иногда возникали какието проблемы, мне один китаевед объяснил: что ты хочешь? Эти люди в течение двух тысяч лет всерьез считали, что небо круглое, а Земля квадратная. Но мы два больших соседа в огромном геополитическом пространстве. И друг друга вообще не знаем. У нас есть колоссальные возможности для развития совместного бизнеса и инвестиций. Но нет мифологии взаимоотношений. Даже психофизики этих взаимоотношений нет.
И все-таки благодаря чему вы проект не только начали, но и закончили?
Главное работать честно. Изо дня в день. Так же, как они, по 1820 часов в сутки. Дать понять, что ты, как руководитель проекта, бизнесмен, перед ними полностью открыт. На сегодняшний день, как мне кажется, это единственно верный вариант сотрудничества с Китаем. Восточные люди по сути своей подозрительны. Не будет полного доверия не будут работы.
Неужели за все это время не было ни одного подвоха?
Ох, и еще какой! В Москве, во время съемок мы ставили очень сложные трюки. Китайские монахи летали над храмом Христа спасителя и прыгали с мостов. Для того, что бы устроить трюк с прыжком с Крымского моста нам пришлось постараться. Дело в том, что китайские каскадеры работают совершенно подругому. Они выстраивают свои конструкции при помощи какихто веревочек, палочек, сложных устройств. Так вот, для выполнения этих трюков на Крымском мосту должно было быть установлено специально заточенное (во всех смыслах слова) бревно, которому эти веревочки и палочки должны были быть прикреплены, хитрыми китайскими способами. Бревно покупали специально, его специально строгали и пилили. Две недели! И вот накануне съемок, с вечера бревно аккуратно положили во двор кинобазы. Утром выяснилось, что бревно сперли. А вечером съемки. Китайский продюссер как тигр ходил по набережной. К нему все боялись подойти.
Как вы вышли из этой ситуации?
Ситуацию спасло полгода совместной абсолютно честной работы. Мы… рассмеялись. Затем на какойто ярославской базе за несколько часов изготовили подобное бревно и с мигалкой доставили до моста ко времени съемок.
Только ли честность в бизнесе приводит к успеху?
Успех нельзя делить на сегменты. Цифры, внимание, имидж, честность, предвидение, это просто составляющие того, что является успехом. Если начать разрушать их, как единое целое, разрушится и успех. Идти вперед и не бояться экспериментировать. Вот и все.
Игорь Прокопенко, безусловно, известен. Как телеведущий, автор проекта «Военная тайна». Как шестикратный лауреат национальной телевизионной премии ТЭФИ. Как дважды лауреат премии неигрового кино России «Лавр» И почти совсем неизвестен как Академик Академии Российского телевидения, член Национальной Ассоциации Телерадиовещателей России, Заместитель Генерального директора Телеканала РЕН ТВ по документальному вещанию. Сегодня мы говорим с ним, не как с успешным журналистом, а как с дальновидным продюсером
Игорь, в августе 1998 года в стране произошел так называемый дефолт. В этот же день на РенТВ впервые вышла в эфир программа «Военная тайна». Скоро ей исполняется 15 лет. Проект родился и выжил в то время, когда многие инициативы тихо умирали. Как вы его выпестовали?
Понянчиться пришлось. Но если коротко, то так: родился востребованный продукт. Продукт привел аудиторию. Аудитория вывела в прайм тайм. Праймтайм принес прибыль. Прибыль – финансирование следующих серий проекта.
Найти востребованный продукт в наше время не так просто. Секрет попадания в яблочко это военная тайна?
В моем случае – интуиция.
Только ли? Разве дело не в анализе запросов аудитории? Не в поисках ее слабостей?
Нет. Иногда мне кажется, что у любого талантливого менеджера, продюсера есть некая связь с космосом.
А как же рейтинги? Вы не используете их в своих прогнозах?
Рейтинги – это скорее итог. Результат работы.
И все-таки вы им доверяете?
А почему нет? Все медиа и в России и за рубежом пользуются единой системой подсчета в рейтингах, все профессионалы ориентируются на эти цифры, и принято считать, что именно эти цифры реальны. Рейтинги это своеобразные масштабные маркетинговые исследования. И, как уважающий себя бизнесмен, я не вижу смысла пренебрегать ими.
Если вы говорите, как бизнесмен, скажите, какую же прибыль может принести документальное кино? Оно не «прокатное», оно не коммерческое.
Вот здесь вы ошибаетесь. На сегодняшний день документальное кино является, пожалуй, самым прибыльным телевизионным продуктом. Поскольку при относительно небольших затратах (в сравнении с дорогими шоу или художественными проектами) оно дает достаточно большой прирост аудитории. Что такое документальное кино? Прежде всего, человек, его духовный мир. Документальное кино можно снять на домашнюю камеру, и это будет кино, которое заткнет за пояс все эти компьютерные штучки и реконструкции.
То есть вы играете на струнах…
Человеческих душ? Вы мне польстили. На самом деле я просто помогаю людям познать мир. Познать себя. На самых разных уровнях. Я не считаю гениальным продукт, который доступен лишь узкому кругу избранных. Я уверен, что любой субъект творчества будь то документальное кино, художественный фильм или передача просто не имеет права появляться на экране, если он не интересен широкому кругу зрителей.
А как же интеллектуальное кино?
Когда говорят об арт хаусе, или продукте не для всех, я всегда думаю о том, что по настоящему качественный продукт интересен всем. Проект, если он хорошо сделан, одинаково востребован и зрителем и рекламодателем.
Тем не менее, многие считают, что у документального кино РЕН ТВ нет «своего» лица.
Скорее нет тенденциозности. И это наша заслуга. Как канала. Мы формируем программную сетку таким образом, что бы каждый человек найти «свое кино». Передачи, которые у нас идут в два часа дня, кажутся глуповатыми для тех, кто включает телевизор в праймтайм. Но они собирают свою аудиторию. Да, мы многолики. Но каждое наше лицо обращено к тому, кому оно симпатично. Такой подход.
Вы считаете, что массовость продукта залог успеха?
Соотносительно к бизнесу, я считаю, что творческий , неравнодушный и неординарный подход к самому массовому продукту если не гарантирует, то значительно приближает успех.
А что еще должно прилагаться к массовому продукту?
Умение расставаться с созданным. Любая, самая красивая идея не живет долго. Она либо изживает себя сама или же надоедает, приедается людям. В любом случае ее начинают повторять, клонировать, и эксклюзивность растворяется в массах. И вот тогда нужно находить в себе смелость не держаться за прошлое, а искать будущее. Более того, начинать искать будущее нужно тогда, когда тема на пике популярности. Нужно не бояться признаваться самому себе, что после взлета следует приземление. И идти вперед. Экспериментировать.
Для экспериментов нужна база. Какая? Деньги?
Это люди и идеи, но главное – люди, умеющие «дорабатывать» идеи. Идея, самая блестящая, ничто без своего воплощения. Но почемуто люди, которые способны подхватить вашу мысль, а потом скрупулезно, качественно и тщательно ее разложить по полочкам и счетам, мало ценятся в компаниях. Многим кажется, что их очень просто заменить. Нет. Непросто. В команде обязательно должен быть человек, который выдаст идею. Но обязательно должны быть люди, которые не просто будут обсуждать ее в курилке, а самоотверженно, не побоюсь этого слова, будут над ней работать, которые ее поддержат, просчитают, оживят. Вот с такой командой можно идти на эксперименты.
Ваш совместный с Китаем проект был именно таким экспериментом? Я имею виду 24 серийный фильм «Последний секрет мастера»?
В какой-то степени да. Когда я решил заняться кино, я подумал, что нет никакого героизма в том, чтобы сделать, допустим, российскофранцузский проект или российсконемецкий, их много и я не буду не первым. Совместных российскокитайских киноисторий (совместное финансирование, совместное производство и продукт на выходе неадаптированный) на тот момент просто не было. Я знал, что будет трудно. Оказалось невероятно трудно. Разные страны, у нас разный менталитет. Вы не поверите, только проект договора о сотрудничестве мы писали 9 месяцев. И все равно, как потом выяснилось, этот договор надо было выкинуть в корзину, настолько разная у нас организация бизнеса. Когда иногда возникали какието проблемы, мне один китаевед объяснил: что ты хочешь? Эти люди в течение двух тысяч лет всерьез считали, что небо круглое, а Земля квадратная. Но мы два больших соседа в огромном геополитическом пространстве. И друг друга вообще не знаем. У нас есть колоссальные возможности для развития совместного бизнеса и инвестиций. Но нет мифологии взаимоотношений. Даже психофизики этих взаимоотношений нет.
И все-таки благодаря чему вы проект не только начали, но и закончили?
Главное работать честно. Изо дня в день. Так же, как они, по 1820 часов в сутки. Дать понять, что ты, как руководитель проекта, бизнесмен, перед ними полностью открыт. На сегодняшний день, как мне кажется, это единственно верный вариант сотрудничества с Китаем. Восточные люди по сути своей подозрительны. Не будет полного доверия не будут работы.
Неужели за все это время не было ни одного подвоха?
Ох, и еще какой! В Москве, во время съемок мы ставили очень сложные трюки. Китайские монахи летали над храмом Христа спасителя и прыгали с мостов. Для того, что бы устроить трюк с прыжком с Крымского моста нам пришлось постараться. Дело в том, что китайские каскадеры работают совершенно подругому. Они выстраивают свои конструкции при помощи какихто веревочек, палочек, сложных устройств. Так вот, для выполнения этих трюков на Крымском мосту должно было быть установлено специально заточенное (во всех смыслах слова) бревно, которому эти веревочки и палочки должны были быть прикреплены, хитрыми китайскими способами. Бревно покупали специально, его специально строгали и пилили. Две недели! И вот накануне съемок, с вечера бревно аккуратно положили во двор кинобазы. Утром выяснилось, что бревно сперли. А вечером съемки. Китайский продюссер как тигр ходил по набережной. К нему все боялись подойти.
Как вы вышли из этой ситуации?
Ситуацию спасло полгода совместной абсолютно честной работы. Мы… рассмеялись. Затем на какойто ярославской базе за несколько часов изготовили подобное бревно и с мигалкой доставили до моста ко времени съемок.
Только ли честность в бизнесе приводит к успеху?
Успех нельзя делить на сегменты. Цифры, внимание, имидж, честность, предвидение, это просто составляющие того, что является успехом. Если начать разрушать их, как единое целое, разрушится и успех. Идти вперед и не бояться экспериментировать. Вот и все.